Мордовские традиции и обычаи

Основной составной частью духовной культуры эрзян являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества, драматического, декоративно-прикладного искусства.

Они подразделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.

В обрядах эрзян постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов. Одним из важнейших событий жизни любого человека, его ближнего окружения является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштовань кудо, в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодежью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре эрзян — Масленица (Мастя). Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья — первого христианского праздника весенне-летнего календаря девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов.

Большая группа обрядов проводилась на Пасху. В середине IX века в некоторых мордовских селах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетая девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день эрзяне устраивали поминовение предков, просили у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (Инечинь пуре).

Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица (Тровиця).

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо), до сих пор бытуют во многих селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков «моление о дожде» (пиземе озкс ), «моление на меже» (межань ознома).

Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба. С этого дня в эрзянских селениях проводился праздник Тейтерень пиянь кудо.

Цикл сезонных мордовских обрядов выделялся у мордвы до начала XX века. Постепенно они утратили магическо-ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, урожая и др.

Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / Гл. редкол.: Н.П. Макаркин, А.С. Лузгин, Н.Ф. Мокшин, и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. – 992 с.

Федянович Т. П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка (кон. XIX — 70 е гг. ХХ в.) // Совет. этнография. — 1979. — № 2.

Семейные обряды мордвы: тр. НИИЯЛИЭ. — Саранск, 1984. — Вып. 76.

Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000.

Корнишина Г.А.. Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001.

Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002.

Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: Традиции и современность. — Саранск, 1992/

Мордовский народ: культура, традиции и обычаи

Культ предков и плодородия

Мордва – девятый по численности народ Российской Федерации – проживает в Приволжском и Центральном федеральных округах. Причем, согласно переписи 2010 года, лишь треть представителей этого народа живет на территории Мордовской республики. Большая часть мордвы расселена в Пензенской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской, Самарской и Московской областях.

В состав мордовского народа входят два субэтноса – эрзя и мокша, в свою очередь, у эрзя выделяют такие этнографические группы как шокша и терюхане, а у мокша – каратаи.

Верования, язык и одежда эрзян и мокшан

Этническая двойственность мордовского народа проявляется прежде всего в наличии у каждого субэтноса собственного литературного языка и в антропологических различиях: считается, что у эрзян во внешности преобладают европеоидные черты, а у мокшан – азиатские. Впрочем, на данный момент это разделение довольно условно: кареглазые люди довольно часто идентифицируют себя как эрзяне, а светлокожие – как мокшане.

Различаются субэтносы и по особенностям традиционного национального костюма. Так, у мокшанок было принято носить широкие штаны и рубашку с поясом. Эрзянки же облачались в рубашку до пят, поверх который надевали своеобразный кафтан — «шушпан».

Головы эрзянок покрывали родственные русским головным уборам сороки с круглыми кокошниками, в то время как мокшанки предпочитали специфические платки или шали, внешне похожие на черемисскую чалму.

Кстати, в Мордовской республике в последние годы активно пытаются популяризировать народную одежду: национальные костюмы надевают на важные мероприятия, как регионального, так и общероссийского и международного уровня.

Российские лингвисты и историки считают, что когда-то существовал единый мордовский праязык, из которого позднее выделились эрзянский и мокшанский.

У эрзян заметно преобладание заимствований из русского языка, а у мокшан – из различных языков тюркской группы.

При этом, у обоих языков нет «чистого» литературного звучания, поскольку они распадаются на множество специфических, перемешанных друг с другом диалектов и говоров, характерных для того или иного региона традиционного проживания.

Большая часть мордвы — православные, реже — молокане, лютеране и старообрядцы. Несмотря на это, как и у других народов центральной и южной частей России, культурно-праздничные и бытовые обычаи мордвы тесно связаны с языческими традициями, уходящими корнями в глубокую старину.

Весёлые мордовские праздники

Обрядово-праздничный цикл всегда начинался зимней порой. По мнению некоторых учёных, задолго до крещения у мордвы появился праздник «роштовань кудо». К этому дню строился или снимался специальный дом, где молодёжь устраивала игры, пляски, а также занималась «магическими» обрядами, большая часть из которых носила весьма фривольный характер…

А на Новый год дохристианские предки мордвы раскладывали ритуальную пищу и молились языческим божествам, прося их одарить в новом году богатым урожаем и богатырским здоровьем.

С приходом христианства обычаи приняли существенно более целомудренный, но не менее веселый характер. Словом «калядань-чи» мордва называет рождественский сочельник (в переводе на русский — день коляды).

Этот день ассоциировался и у эрзя, и у мокша с нарождением солнца после долгой зимы и сулил рачительным хозяевам благополучие.

Во время празднования «калядань-чи» дети с весёлыми песнями ходили по домам деревенских жителей, которые угощали их специальными пирожками, называвшимися у эрзян «калядань прякат», а у мокшан – «пярякат».

На масленицу молодые люди катали понравившихся им девушек на салазках, перешучиваясь и закидывая их снежками. Обязательным угощением в эти дни были, естественно, блины, причем не только пшеничные, но и пшённые, и ячменные.

В весенних праздниках мордвы древние языческие мотивы также тесно переплетаются с христианскими. В день Пасхи люди и сейчас, несмотря на протесты духовенства, традиционно вспоминают умерших родственников, символически прося у них счастья и успеха.

Осень эрзян и мокшан знаменовалась обрядами, посвящёнными окончанию уборочных работ в полях, сбору злаков и фруктов: в древности в начале «золотой поры» люди молились и поклонялись богам плодородия, а в особенности Нороваве. Местом обитания этой могущественной богини мордва считала межу. Чтобы умилостивить Нороваву, обязательно оставляли несжатые полосы ржи и пшеницы, приносили хлеб с солью.

Чуть позже, в октябре месяце, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. На Покров совершали специфический обряд «покров баба»: наряженные в нелепые одежды мордовки ходили по домам, пели песни, танцевали с метлой и веником, тем самым символически выгоняя «домашних вредителей» — сверчков и тараканов. За это хозяева угощали заботливых соседок пирогами.

Обычаи и традиции

Вплоть до начала 20 века внутри мордвы широко распространялось язычество, которое включало культ предков и веру в божеств. Эти божества представлялись как в человеческом, так и в зверином облике, полулюдей – полузверей, а также в виде растений. Мордва имела укоренившееся мнение о мире через мифологию .

Спецификой мордовских верований является преобладание женских божеств. Это объясняется, тем что заложение этих верований происходило в эпоху материнского родового строя, в период которого было характерна главная роль женщины в общественной и хозяйственной жизни.

Примерно с 16 века в среду мордвы стало проникать православие.

Главная составная часть духовной культуры мордовского народа, являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества драматического, декоративно-прикладного искусства.

Они рязделяются на сезонные, связанные с традиционными занятиями (земледелием, скотоводством, пчеловодством и др.), семейные (родильные, свадебные, похоронные и поминальные), церковные.

В обрядах мордвы постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов.

Наиважнейшим событием жизни любого человека, его близких и родных, является создание семьи. Это событие сопровождалось разнообразными обрядами. Свадебные традиции и обряды, в принципе, были одинаковы у разных этнических и территориальных групп мордвы, хотя имеется ряд особых обрядовых составляющих.

Вплоть до начала 20 века наряду с оформлением брака по полному свадебному обряду имели место брак умыканием и так называемые свадьбы «самохотки» или «самокрутки», когда молодые люди в тайне от родителей или с их молчаливого согласия заключали брак между собой. Родители молодых соглашались на такой брак в целях экономии на свадьбе.

Разными обрядами сопровождалось появление ребёнка и первые недели его жизни. Основная цель заключалась в желании сохранить безопасность новорожденного и роженицы, приобщить нового члена семьи к правилам должного бытового уклада.Мать, бабушка, крестные родители, повитуха производили обряды детского цикла.

Предродовые и первые послеродовые недели считались самыми опасными для здоровья матери и ребенка, поэтому этот период был наполнен обрядами для охраны, и было множество запретов для роженицы.

С нечистой силой боролись с помощью воды, огня, железных предметов, и нескольких растений.

Сразу после появления на свет проводились разного рода обряды, для обеспечения новорожденному счастья и долгой жизни: выбор ребёнку имени, представление его членам родового коллектива, крещение.

Так же были важны и другие моменты жизни, которые считались не менее важным: появление первого зуба, первые шаги ребёнка, первая стрижка волос и т.д.

Во время похоронных и поминальных обрядов мордвы привычна православная и языческая вера в потусторонний и загробный мир. После смерти, по верованиям мордовского народа, люди попадали в в иной мир, где все люди занимались трудом, женились, веселились. Судьба умершего, по представлениям мордовского народа, в загробном мире зависела от выполнения обрядов над его телом.

Важной составляющей традиций мордовского народа являлись обряды, посвященные бытовой составляющей хозяйственной деятельности. Главный смысл заключался в достижении плодородия, сохранении здоровья людей и животных, и предостережении от неприятностей.

Эти обряды относились к конкретным календарным срокам: началу или завершению каких-то полевых работ, зимнему и летнему солнцестоянию, первому выгону скота на пастбище, началу сбора мёда и т.п. В это время, обычно, проводились обряды моления языческим богам, а после — христианским святым.

Когда проводились празднества было много и игровых действий: песни, ряжение, пляски и т.д.

Ритуальные угощения были с разными символами плодородия: хлебом, зерном и наличием мучных блюд. Использовались и другие элементы: растительность, сельскохозяйственные орудия труда, первые плоды, которые жертвовались языческим богам, а впоследствии – христианским святым.Мордовский народ верил, что их боги и добрые и злые. Для привлечения благоволения божества, приносились жертвы.

Одну из главнейших ролей, мордва отдавала умершим предкам. Они якобы являлись защитниками своей родни. Им молились, когда происходили бедствия: болезни людей, когда были проблемы со скотом.

Даже в наше время в некоторых мордовских селах пожилые люди молятся на кладбищах, прося помощи у умерших предков в избавлении от засухи.

Перед каждым важным событием, будь то свадьба, продажа или покупка жилья и скота, проводились обряды, с умершими предками советовались, так как считали, что разгневанные предки могут наслать несчастья, болезни и неурожай. Именно с этим связанны жертвоприношения умершим предкам и специальные поминальные дни.

Мордовская танцевальная культура

Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце; положение рук, принимающих три или четыре статичных движения; положение головы — гордо поднятая; осанка прямой спины.

Если, к примеру, в русском танце есть присядка, любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Скромность девушки не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности.

Она смотрит прямо, взгляд ее строг, ни тени жеманства, либо пустого кокетства, при этом девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Черты характера мордвы — бескомпромиссность, доходящая до щепетильности, настойчивость и упорство — передаются в национальном танце: ничего лишнего, все графично, четко и определенно.

Юноша не ведет девушку в танце за руку, как в русском, а наоборот, сопровождает ее рядом. Два гордых, два достойных один другого. Мордовский танец наивен и прост, но этим-то по-своему красив.

Презентация для начальных классов «Быт и обычаи мордвы»

БЫТ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ

Учитель начальных классов

  • Жилище.
  • Одежда и украшения.
  • Домашняя утварь.
  • Традиционные занятия.
  • Народные обычаи и традиции

Жилищем древней мордве служили землянки и полуземлянки .

Под воздействием славян на смену землянкам пришло наземное жилище – куд (м.), кудо (э.)

Традиционное жилище мордвы было в основном двух видов: двухраздельное (изба, сени) и трехраздельное (изба, сени, горница). Для строительства мордва предпочитала сосну или ель, осиновый дом считался не пригодным для жилья («Кто построит осиновый дом, Тот пусть скажет: я без дома … Тепло его вверх поднимается, Угар вниз опускается.» из старинной морд. песни)

Реконструкция внутреннего убранства эрзянской избы И для мокши и для эрзи характерно расположение между стеной и печью дощатого настила (кершпиль). У мокшан в дополнение к нему под потолком находились полати, на которых спали Реконструкция внутреннего убранства мокшанской избы

Курная изба с дверью особой конструкции и кершпелем.

с.Дракино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Крестьянская курная изба.

Фрагмент экспозиц Мордовского республиканского краеведческого музея

Традиционные костюмы мордвы-мокша

Традиционные костюмы мордвы-эрзя

Пулай – набедренное украшение эрзи, первая половина XX в.

3. Домашняя утварь

Плетеная и берестяная утварь

для стирки и глажения белья

Парь – выдолбленная из липы и украшенная резным орнаментом кадушка

Детская художественная школа г.Рузаевка РМ

4. Традиционные занятия

Издревле традиционными занятиями мордвы (как мокша, так и эрзя) были рыболовство, охота, собирательство и бортничество. В эпоху феодализма активно развивается земледелие, разведение скота и др.

Водяные и ручные мельницы

Традиционный способ прядение шерсти

Изготовление с/х инвентаря

Толчение проса на блины

Изготовление глиняной посуды

4. Народные обычаи и традиции

До начала XX века у мордвы существовали две формы семьи: преимущественно большая патриархальная и малая индивидуальная. Большая патриархальная охватывала несколько поколений потомков по мужской линии, а т.к.

мордовские семьи традиционно были многодетными, то в семье могло насчитываться более 50 человек. Главой был обычно самый старший мужчина (кудазор (м.), покштя (э.).

Однако с развитием капиталистических отношений большие семьи стали распадаться на малые, но главой по прежнему оставался муж.

Мордовская семья вокруг дупляного колодца.

с. Промзино Беднодемьяновского уезда, 1920-е годы

Заключение браков являлось не столько делом молодых, сколько их родителей. Основное внимание уделялось на имущественное положение семьи невесты, ее здоровье и трудолюбие.

Невесты нередко были старше своих женихов на 10 и более лет.

Объяснялось это стремлением родителей жениха пораньше получить дополнительные рабочие руки, родителей невесты – как можно дольше удержать эти же руки в своем доме.

Браки заключались путем прямого договора, одновременно имели место и похищения невест, порой с молчаливого согласия родителей, дабы избежать многочисленных свадебных расходов.

Обряд расплетания косы перед свадьбой

Традиционный обряд приглашения гостей на свадьбу

с. Сурское Корсунского уезда,

Традиционные праздники и народные гулянья

Мордовские народные праздники тесно связаны с хозяйственной деятельностью и приурочены к земледельческому календарю. Многие из них остались почти не затронутыми влиянием христианства, а те которые приняли христианскую форму, не потеряли своих языческих особенностей.

с. Стандрово Темниковского уезда,

Зимние праздники начинались с празднования «Рождественский дом» (кштиме куд, роштувань куд (м.), роштувань кудо (э.). Праздник сопровождался различными святочными обрядами, песнями, играми, массовыми гуляньями с ряжеными (роштувань бабат), в которых участвовала в основном молодежь.

На Новый год повторялся весь комплекс рождественских обрядов, только в несколько расширенном, либо измененном виде. В гаданиях участвовали не только молодые, но и старики, которые гадали об урожае, приплоде скота, погоде. В ночь в некоторых селах жгли костры и прыгали через них

Во время празднования масленицы строили карусель, имитирующую форму солнца и его лучей. Врывали на горе большой кол, на него надевали колесо, к которому лучеобразно прикрепляли жерди, а к ним привязывали салазки. Несколько человек крутили ее, остальные катались.

Большая группа обычаев и обрядов сосредотачивалась вокруг Пасхи (очижи (м.), инечи(э.).

Накануне готовили брагу (очижинь пуре), которую в день пасхи пили сами и обливали лошадей, чтобы те были здоровы и сильны.

В первый день пасхи девушки, образуя две группы, обходили все дома, совершая обряд, напоминающий колядование. В каждом доме к их приходу собирали два стола и угощали лучшими блюдами.

Особым почтением пользуется у мордвы день Троицы (кизонь ши (м.), кизонь чи(э.). В этот день дома и надворные постройки украшаются ветками деревьев, а в некоторых селах и молодыми деревцами, пол устилается свежескошенной травой. Устраиваются массовые гулянья.

В последний день Троицы праздновали проводы весны (тундань прважама (м.), тундонь ильтямо (э.). Праздник сопровождался гуляньями с ряжеными, представлявшими собой лесных духов.

Мини — музей «Национальная изба»

Целью создания нашего музея является сохранение и изучение культуры, обычаев и традиций мордовского народа. Воспитание и знакомство подрастающего поколения с культурными традициями народов родного края.

Как без корней не может жить дерево,так и без познания себя,своего рода, корней своей культуры не может быть настоящего гражданина, искренне любящего свою Родину.

Мордва — экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, живущим в России. Как отмечают ученые, каждый из них имеет присущие только ему антропологические особенности и свой литературный язык. Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры.

У мокшан язык мокшанский, у эрзян – эрзянский, оба относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков.

Мордва – самое крупное объединение финно-угорских народов России.

У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предсказывают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычаи народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность.

Сила России – в единстве ее народа. В нашей республике проживают многие народы, русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, и личность испытывала потребность в истинной культуре, необходимо давать глубокие знания традиций и обычаев. Сохранение и развитие культуры мордовского народа актуальна для многонациональной России.

И как тут не вспомнить великого мастера русского

слова А. С. Пушкина —

«Там ступа с бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой…»

Сегодня сохраняются многие традиционные обычаи, сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались они в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.).

Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами.

Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование.

В настоящее время широко празднуется – Масленица.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым.

В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и языческих элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением.

В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э.атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.).

Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э.

тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э.

пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов.

Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.).

Завершением всей весенне-летней обрядности был сам праздник Троицы. Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы, церкви.

Девушки во время всей Троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев, цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами и вплетали их в косу. На Троицу украшали березку. Троицкую березку в песнях называли «летним днем» – кизоньши (м.), кизэнъчи(э.), который девушки «приводили» в деревню.

Перед этим березку несколько раз окунали в реку, прося Ведьаву «вымыть летний день». Затем ее проносили по всему селу.

Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.
Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать.

И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза — стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей.
И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала НУЯНЗА.

Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

А вот полотенцеНАРДАМО, которое вышила Нуянза-искусница своими руками. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей.

Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.

Мордовская свадьба – одно из самобытных явлений в жизни мордвы. Свадебные обряды как у эрзян, так и мокшан отличались большой сложностью и разнообразием.

Традиционную мордовскую свадьбу можно назвать народной музыкальной драмой, в которой остродраматические эпизоды, связанные с уходом невесты из отчего дома (плачи, песни-монологи, обращение к родителям и подругам, к родным местам и окружающей природе), перемежаются с жизнерадостными сценами, проходящими в доме жениха.

Заключение браков традиционно являлось делом их родителей и родственников. Часто при выборе невесты основное внимание обращалось на имущественное положение ее семьи, трудолюбие и здоровье девушки.

Начинался свадебный цикл со сватовства – ладяма (м.), ладямо (э.). Перед тем, как отправиться сватать невесту, отец жениха приносил жертвы богам-покровителям дома, двора и умершим предкам.

Затем отрезал от хлеба горбушку, вынимал из нее мякиш и заполнял медом. Ночью верхом на лошади он ехал к дому невесты и клал горбушку на воротный столб и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом.

За невестой снаряжали свадебный поезд.

Число поезжан (э. кудат) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава). Ею не могла быть девушка, беременная женщина или вдова. Вторым лицом по почету и важности являлся торонь канды (м.), уредев (э.). Его обязанность охранять жениха и весь поезд от порчи и распоряжаться столом.

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот.

Божествами, влияющими на деторождение, считались у мордвы богиня воды Ведьава и богиня лесаВирьава. На молениях, устраиваемых в их честь, просили даровать людям «полные лавки детей».

Существовало поверье, что Ведьава ворует новорожденных и даже еще не родившихся детей.

Поэтому, если у женщины не было детей, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с молитвой:«Ведь ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и поэтому не рожаю детей».

В настоящее время на смену лошади пришёл автомобиль и украшается он лентами, шарами и куклой. Но, что удивительно, кукла одета в мордовский наряд. Многие люди у себя дома наряжают кукол в мордовскую одежду, которая подчеркивает красоту костюма.

 

Музей постоянно пополняет фонды путём налаживания контактов с родителями,бабушками, дедушками воспитанников. Здесь мы проводим экскурсии для детей и родителей, праздники, встречи с ветеранами. Это позволяет расширить представление о культуре и быте мордовского народа, улучшает художественно-эстетическое воспитание детей и поддерживает связь поколений.

Мы восхищаемся своей малой Родиной. Она является родиной всех народов, проживающих на ее территории. И мы все, кто живет здесь, хотим, чтобы наша родина процветала, преображалась и была совместима по уровню жизни с другими передовыми республиками и областями.

Музей создан усилиями сотрудников МБДОУ Кадошкинский детский сад «Солнечный».

Материал подготовил:

Заведующий МБДОУ «Кадошкинский детский сад — «Солнечный» — Борисова Л.В.

Сохраняя традиции мордовского народа — МУП «Редакция газеты «Заря»

Категория: Культура Опубликовано: 09.02.2017 Автор: Светлана Маричева

Люди разных национальностей живут в нашем районе – русские, татары, мордва, чуваши, украинцы, и каждая нация старается сохранить свои традиции, культуру, обычаи, передать их своим потомкам.

Вот уже более тысячи лет рядом бок о бок с другими народами России живут люди мордовской национальности. Евдокия Николаевна Шишканова – замечательная представительница этого народа, хорошо знающая и чтящая его культуру и традиции.

– На самом деле в Мордовии живут два родственных народа: эрзя и мокша. Их наречия разнятся друг от друга, есть разница и в женском костюме, – начинает свой рассказ Евдокия Николаевна. – Я сама родилась и выросла в Рузаевском районе, в селе Болдово и отношусь к народу мокша, а вот замуж вышла за парня из соседнего района, где проживают эрзя.

Вот уже более тридцати лет Евдокия Николаевна проживает в с. Александровка, но о своей исторической родине она не забывают: в семье все хорошо знают и разговаривают на эрзянском языке. По возможности Евдокия Николаевна старается бывать в родных местах, её связь с родственниками не прерывается никогда.

– В нашей семье всегда жила тётя мужа – баба Пелагея, так мы её звали, – продолжает моя собеседница. – Она помогала нам поднимать детей, прожив вместе с нами до глубокой старости; умерла баба Пелагея совсем недавно, в возрасте 93 лет.

Во многом благодаря именно ей у нас в семье и сохранились народные обычаи.

Мордва – народ православный, вот и тётя была человеком глубоко верующим: от предков она сохранила иконы, всю жизнь почитала православные праздники, соблюдала посты – и мы вместе с ней!

В семье Евдокии Николаевны бережно хранится старинная книга с песнями и стихами на мордовском языке. С самого детства она в подробностях помнит национальные костюмы, в которых ходили бабушки-соседки – именно такие и были сшиты в с. Александровка для проведения праздников, посвящённых мордовской культуре.

– Национальный костюм мордвы до сих пор популярен у нас на родине, – улыбается Евдокия Николаевна. – Изготавливается он вручную, именно в таком ходят на свадьбы.

Основа традиционного женского костюма мордвы – это рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладают красные, черные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного цветов.

Мордва – очень гостеприимный народ, причём не только в праздничные дни, когда все зовут в гости, но и в повседневной жизни: пока не угостят, ни за что не отпустят гостя из дома! Кулинарные традиции вошли в культуру народа наравне с песнями, легендами, костюмами – рецепты мордовской кухни передаются из поколения в поколение.

У себя дома Евдокия Николаевна часто готовит разные любимые мордовские блюда. Самые популярные – икра манная, икра морковная, исконно национальное блюдо – цёмар – это вареники с начинкой из кусочков сала.

Ну а главный «герой» на мордовском столе это поза – напиток, похожий на квас из сахарной свеклы, прекрасно утоляющий жажду.

В национальном меню присутствуют также кисели, ватрушки, которые готовятся с начинкой из творога и картофельного пюре, очень вкусные пшённые блины – нежные и пышные, просто тающие во рту. На свадебные столы в Мордовии всегда готовится холодец.

Евдокия Николаевна – активная участница всех праздников, проводимых Александровским сельским клубом.

Неоднократно она представляла свои кулинарные блюда в этнографическом комплексе «Национальная деревня народов Саратовской области» на Соколовой горе – их отменный вкус оценил даже председатель комитета общественных связей и национальной политики области Б.Л. Шинчук.

Не прошёл без участия Евдокии Николаевны и большой праздник, посвящённый 1000-летию Единения России и Мордовии; она также помогает организовывать ежегодные Дни мордовской культуры в Александровке. На праздники готовятся блюда национальной кухни, а в фойе Дома культуры выставляется мордовская изба с различной утварью.

– Благодаря Евдокии Николаевне мы узнали культуру и обычаи мордовского народа, попробовали очень вкусные блюда национальной кухни, – говорит директор Александровского СДК Т.Н. Платонова. – На праздник всегда приглашаются и другие семьи мордовской национальности, труженики тыла – все приходят с удовольствием, угощаются вкусными блюдами.

А ещё Евдокия Николаевна стала инициатором открытия в селе православного прихода – он открылся с благословения благочинного Фёдоровского округа, протоиерея Алексея Каширина и был освящён во имя святого Амвросия Оптинского. Православный приход посетил епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

На Руси храмы всегда строились на пожертвования людей, вот и жители с. Александровка не остались в стороне, дружно собрав 160 тыс. рублей. На эти средства был сделан ремонт, помещение приведено в порядок; средства были также собраны на подсвечники, иконы, киоты.

В планах у Евдокии Николаевны ещё много дел по обустройству прихода – дай Бог им сбыться!

Брачные обычаи мордвы-мокши

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector